У каждого народа есть свои традиции и обычаи, которые воплощаются в культуре, обрядах, литературе, ремеслах и промыслах. Они по-разному готовят блюда, принимают гостей и проводят праздников. И, конечно же, никогда не встретишь национальную одежду, совпадающую с одеждой другой народности. Видели ли Вы когда-нибудь традиционное национальное одеяние народов ханты? Пятиклассники средней школы №32 не просто с ней познакомились, во время познавательно-творческой программы «Мода по-хантыйски» в Центральной детской библиотеке им выпала возможность попробовать себя в роли дизайнеров и разработать уникальные эскизы хантыйской одежды. Но прежде чем перейти к творческому заданию, библиотекарь предложила юным нижневартовцам познакомиться с особенностями одежды народов ханты и принять участие в очень интересной конкурсной программе.
В сопровождении красочной медиапрезентации ведущая мероприятия рассказала о традиционной верхней женской и мужской одежде, непромокаемой обуви и головных уборах. Ребята узнали, что шьют ханты шубы, как правило, с использованием оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а кисы изготавливают из шкуры оленя. Во время познавательной беседы школьники впервые услышали, что сшиваются детали обуви не простыми нитями, а сухожильными нитками. И делается это все не просто так, а для водонепроницаемости и прочности кисов. Познакомившись с такими понятиями как «малица», «кумыш», «кисы» и «камус», пятиклассники были готовы к первому заданию интеллектуального соревнования. Разделившись на две команды и выбрав капитана, школьники приступили к его выполнению: в первом столбце были даны названия хантыйской одежды и обуви, а во втором – их письменное описание. С этим заданием справились самые внимательные участники.
После игрового перерыва, продолжилось мероприятие беседой о таком украшении одежды, как орнамент. К слову, не только одежды, но и обуви, и даже домашней утвари. Считается, что хантыйские орнаменты не просто украшают, они защищают человека от болезней, злых духов и от завистливых людей. Рассмотрев обозначение самых часто используемых хантами колоритных узоров, школьники продолжили соревнование. Каждой команде выдали карточки с изображением орнаментов и карточки с названиями. «Щучьи зубы», «узоры топора», «оленьи рога», «задние лапы лягушки» – как уже можно догадаться, от участников требовалось проявить всю свою фантазию и разложить карточки по парам. А дальше – еще интереснее.
После хантыйских загадок нижневартовцы подошли к завершению – самому последнему и самому творческому заданию «Нарисуй». Капитанам раздали шаблон рубахи и предложили общими усилиями расписать их понравившимися орнаментами. Если одна команда решила разукрасить мужскую рубаху, то вторая – детскую. Здесь можно было увидеть и «рога оленя» и «треугольники» с «ромбиками», и даже орнаменты собственного сочинения. Во время презентации ребята рассказывали о своем выборе и связывали каждый орнамент с тем или иным оберегом. Каждая команда успешно справилась со всеми непростыми, но очень увлекательными заданиями, и при подведении итогов судьи, в роли которых выступили педагоги, решили наградить самых активных участников с обеих команд (и это несмотря на то, что одна команда все-таки вырвалась вперед на один балл).
Интересно, а сможете ли Вы ответить хотя бы на один вопрос познавательно-творческой программы. Хантыйская загадка на засыпку: зимой – берестяной дом, летом – кожаный дом? Желаем удачи!
Кристина Степаненкова, редактор МБУ «БИС»