Рассказанная история, как часовой механизм, - не имеет случайностей. Каждый персонаж и деталь продуманны автором. А классические истории — тем более. Выкинь что-нибудь и история, как карточный домик, начнёт рушиться и терять внутреннюю логику. О чём я? Берём Гоголя, «Ночь перед Рождеством». Добавляем в сюжет «Вия» и «Сорочинскую ярмарку». Смешиваем и ставим на маленькой сцене полуподвального помещения, силами семи человек. То есть все детали и вспомогательные персонажи пойдут под нож. Повторюсь, что в хорошей истории всё движет друг другом. Первая сцена крутит вторую, вторая — третью. Слова персонажей мотивируют на поступки, действия рождают реакцию. И ничего лишнего: либо движем сюжет, либо объясняем предыдущее.
горку и выбросили большинство деталек. И что теперь делать? Выдумывать свои: объединять персонажей, наделяя их гибридными свойствами, высвечивать детали другим цветом. Так в арт-пространстве «Цоколь» Нижневартовской центральной библиотеки, 25 декабря, прошло очередное театрализованное громкое чтение «Гоголевская ночь»…
А у Солохи — чёрт, он звёзды с неба воровал. В мешок его. Панов угостить особой горилочкой, увести в другую комнату. Тем временем приходит Вакула и, обнаруживая гостя в мешке, улетает с ним в «Петембург», к царице (ну, вы помните…). Солоха, вернувшись и не обнаружив чёрта в мешке, уходит на поиски Нечистого. А изрядно хмельной Николай рассказывает Васе новую историю, про чёрта в красной свитке. Чёрт тем временем угощает Василия горилкой из пятилитрового бутыля, а Вася делится с товарищем. И в словах Василия, Тамары Сидоровой, для меня всё и определилось в жизни, прям девиз: «Микола, ещё горилка..!» Василий и радовался жизни, и сиюминутной удаче, и компании товарища, и фантастической истории Николая! И в словах, и в интонации, с которой они периодически произносились, заключается всё человеческое жизнелюбие, всё чудо бытия! Нет добра и зла, есть неверное использование возможностей.
. Высокий парубок, с лёгким налётом южного выговора. Он экспрессией оживлял женский состав труппы. Да, да, и «Н», и «В», несмотря, что Гоголь — псевдомужчины. Увы, но на то она и библиотека, никуда не денешься... Правда, сетовать трудно: творческого энтузиазма у моих актёров хоть отбавляй! А значит, при желании можно сделать кого угодно: хоть слона из мыши, хоть наоборот! Что за два товарища?! Два Гоголя, два гуся (Елена Арнаут и Тамара Сидорова)! Только ласт не хватало. А как они пили, а как они врали! А чёрт?! Елена Белкина, эффектная в рожках и с хвостом в кармане, показывающая язык. Как она взрывала хлопушки и разбрасывала звёзды! Если бы не Вакула, она доминировала бы над всеми своими партнёрами по сцене! А Солоха?! И ожившая покойница, и ведьма, и рачительная гостеприимная хозяйка! Есть во второстепенных персонажах яркость и неповторимость. Они не ограничены рамками условностей и лучше запоминаются! Безусловно Оксана
(Елена Кечемаскина) и Одарка (Нина Зуева) прекрасны, как эротический сон! Никаких сомнений! Как Оксана любовалась собой и морщила носик на Вакулу! Как Одарка хвасталась черевичками и не верила россказням жениха! Побыть кем-то другим, выплеснуть эмоции, которые всю жизнь сдерживал, - большой жизненный опыт для библиотекаря. И праздник для его читателя и зрителя!Так часы истории и докрутились до праздника. Вот-вот настанет! А что праздновать — решать вам самим. Примирение влюблённых и две свадьбы, преобразование ведьмы в счастливую за детей маму, добрый поступок чёрта, подарившего ворованную звезду молодым или весёлое Рождество и Новый год. Неважно! Лишь бы история была хорошей! И её герои были не случайными.
Пётр Антонов
















