У каждого народа есть свои традиции и обычаи, которые воплощаются в культуре, обрядах, литературе, ремеслах и промыслах. Они по-разному готовят блюда, принимают гостей и проводят праздников. И, конечно же, никогда не встретишь национальную одежду, совпадающую с одеждой другой народности. Видели ли Вы когда-нибудь традиционное национальное одеяние народов ханты? Пятиклассники средней школы №32 не просто с ней познакомились, во время познавательно-творческой программы «Мода по-хантыйски» в Центральной детской библиотеке им выпала возможность попробовать себя в роли дизайнеров и разработать уникальные эскизы хантыйской одежды. Но прежде чем перейти к творческому заданию, библиотекарь предложила юным нижневартовцам познакомиться с особенностями одежды народов ханты и принять участие в очень интересной конкурсной программе.
В сопровождении красочной медиапрезентации ведущая мероприятия рассказала о традиционной верхней женской и мужской одежде, непромокаемой обуви и головных уборах. Ребята узнали, что шьют ханты шубы, как правило, с использованием оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а кисы изготавливают из шкуры оленя. Во время познавательной беседы школьники впервые услышали, что сшиваются детали обуви не простыми нитями, а сухожильными нитками. И делается это все не просто так, а для водонепроницаемости и прочности кисов. Познакомившись с такими понятиями как «малица», «кумыш», «кисы» и «камус», пятиклассники были готовы к первому заданию интеллектуального соревнования. Разделившись на две команды и выбрав капитана, школьники приступили к его выполнению: в первом столбце были даны названия хантыйской одежды и обуви, а во втором – их письменное описание. С этим заданием справились самые внимательные участники.
После игрового перерыва, продолжилось мероприятие беседой о таком украшении одежды, как орнамент. К слову, не только одежды, но и обуви, и даже домашней утвари. Считается, что хантыйские орнаменты не просто украшают, они защищают человека от болезней, злых духов и от завистливых людей. Рассмотрев обозначение самых часто используемых хантами колоритных узоров, школьники продолжили соревнование. Каждой команде выдали карточки с изображением орнаментов и карточки с названиями. «Щучьи зубы», «узоры топора», «оленьи рога», «задние лапы лягушки» – как уже можно догадаться, от участников требовалось проявить всю свою фантазию и разложить карточки по парам. А дальше – еще интереснее.
После хантыйских загадок нижневартовцы подошли к завершению – самому последнему и самому творческому заданию «Нарисуй». Капитанам раздали шаблон рубахи и предложили общими усилиями расписать их понравившимися орнаментами. Если одна команда решила разукрасить мужскую рубаху, то вторая – детскую. Здесь можно было увидеть и «рога оленя» и «треугольники» с «ромбиками», и даже орнаменты собственного сочинения. Во время презентации ребята рассказывали о своем выборе и связывали каждый орнамент с тем или иным оберегом. Каждая команда успешно справилась со всеми непростыми, но очень увлекательными заданиями, и при подведении итогов судьи, в роли которых выступили педагоги, решили наградить самых активных участников с обеих команд (и это несмотря на то, что одна команда все-таки вырвалась вперед на один балл).
Интересно, а сможете ли Вы ответить хотя бы на один вопрос познавательно-творческой программы. Хантыйская загадка на засыпку: зимой – берестяной дом, летом – кожаный дом? Желаем удачи!
Кристина Степаненкова, редактор МБУ «БИС»
CommentsУже совсем скоро, с 12 по 18 февраля, стартует общероссийская акция «Дарите книги с любовью»,
приуроченная к Международному дню книгодарения.
МБУ «Библиотечно-информационная система» присоединяется к акции и приглашает всех нижневартовцев поддержать масштабное событие в поддержку детского чтения и возродить в обществе традицию книгодарения. Идея акции – дарить в этот день книги детям и всем читателям, тем самым искренне и красноречиво выражая им свою любовь.
Прошлогодний день книгодарения превратился в настоящий праздник любви к книге, и теперь мы хотим отметить его с не меньшим размахом! В этом году мы объявляем «Пять дней книгодарения».
У Вас есть книги, которые Вы уже прочитали или книги, которыми Вы хотите поделиться с теми, кто в них особенно нуждается? Принимайте участие в акции! Сбор книг будет организован на площадке центральной городской библиотеки (г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов, 22) с 13 по 17 февраля. Все подаренные книги будут переданы в социальные учреждения города и обязательно найдут своего читателя!
Библиотека будет рада принять в дар хорошие книги: стихи, сказки, сборники рассказов, произведения отечественных и зарубежных авторов. Приветствуется дар детских книг. Будут востребованы книги по различным отраслям знаний для школьников и студентов, издания по истории, психологии, искусству. Книги принимаются новые или в очень хорошем состоянии за последние десять лет издания. Участниками акции могут стать любые заинтересованные организации и лица.
Телефоны для справок: (3466)45-05-85, 44-33-40.
Присоединяйтесь к Акции! Дарите книги с любовью!
Для справки. Акция «Дарите книги с любовью» проводится во второй раз. Первая – с большим успехом прошла в 2017 году. Ее поддержали библиотеки из 60 регионов РФ, крупнейшие книжные магазины, ведущие издательства, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, ТАСС, Российская газета, Государственный Литературный музей и многие другие организации. Членами Ассоциации было собрано и отправлено около 8 000 книг в библиотеки, в том числе библиотеки детских колоний и детских домов регионов России.
Кристина Степаненкова, редактор МБУ «БИС»
CommentsВ наступившем году в Центральной городской библиотеке им. М.К.Анисимковой продолжается реализация проекта «ЛитератураПлюс»: проведение открытых интегрированных уроков по литературе для школьников на базе публичных библиотек». Цель проекта – повышение качества образования и создание открытой, информационно-образовательной среды, доступной школьникам в урочное и внеурочное время, развитие у учащихся интереса к знаниям, любви к чтению и познанию. С 2016 года для учащихся Гимназии №2 прошло более десяти мероприятий, посвященных произведениям русских классиков, не включенных в школьную программу. Последняя встреча, состоявшаяся 31 января, была посвящена теме «Серебряный век русской литературы».
К разговору о Серебряном веке или о «русском культурном ренессансе» (как еще называл этот период сам автор определения философ Николай Бердяев) сотрудники библиотечной системы подошли несколько иначе. После традиционной теоретической части библиотекари предложили школьникам разделиться на две команды и принять участие в викторине, состоящей из трех туров. Учитывая, что гимназисты уже начали знакомство с Серебряным веком литературы и творчеством его представителей, сотрудники отдела культурно-досуговой деятельности решили усложнить урок и составить вопросы таким образом, чтобы школьники вышли далеко за рамки литературы как школьного предмета.
В интеллектуальной борьбе сошлись две команды – «Туристы Серебряного века» и «Андрей». Стоит отметить, что структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков предельной четкостью, компактностью и сжатостью учебного материала. Но за один академический час библиотекари в тандеме с учителем стараются вместить максимум информации. Первый тур викторины был посвящен сразу четырем темам: общие вопросы, творчество поэтов и писателей, экранизации и песни на стихи. В случае правильного ответа команда получала столько баллов, насколько оценивался вопрос, а в случае неправильного – право ответа переходило к команде-сопернику. Одиннадцатиклассники без труда узнали автора термина «Серебряный век», назвали самый популярный еженедельный сатирический журнал и угадали произведения Ивана Бунина, Владимира Маяковского и Бориса Пастернака, которые легли в основу таких экранизаций, как «Солнечный удар», «Доктор Живаго» и «Что такое хорошо». Успешно ответив на последние вопросы викторины, будущие выпускники отправились дальше. Если во втором туре школьникам предстояло вспомнить книги писателей и поэтов Серебряного века, то в третьем – пришлось приложить все интеллектуальные усилия, чтобы вырваться вперед. Во время «Литературной эстафеты» участники обеих команд по очереди, не глядя, выбирали поэтов и без подготовки зачитывали наизусть четверостишия поэтов Серебряного века: Марины Цветаевой, Константина Бальмонта, Александра Блока, Анны Ахматовой и других. Отметим, что обе команды справились с заданием и ни разу не пропустили ответ. На протяжении всего урока одна команда уверенно держала лидерство, она же выиграла со счетом 320 против 280. Имя команды-победителя – «Андрей».
Практика работы показывает, что применение мультимедийных материалов, использование их при организации мероприятий позволяет сделать их более зрелищными и интересными. Благодаря одновременному воздействию графической, звуковой, фото- и видеоинформации мультимедийные средства не только не составляют конкуренцию традиционным источникам информации, но и обладают значительным потенциалом для продвижения литературы. Новый год только начался, а это значит, что впереди старшеклассников Гимназии №2 ждет еще больше встреч с книгой и нестандартными, но очень интересными, школьными уроками.
Кристина Степаненкова, редактор МБУ «БИС»
Comments2 февраля в России и за ее пределами торжественно отметили 75-летие полного разгрома советскими войсками немецко-фашистской группировки под Сталинградом. В честь этой легендарной победы Централизованная система детских библиотек г. Волгограда организовала Всероссийскую акцию «200 минут чтения: Сталинград посвящается».
Детско-юношеская библиотека №7 присоединилась к этому знаменательному событию. А участниками акции стали учащиеся четвертых классов средней школы №1 (классные руководители - Алпыспаева Л.Б., Питаленко Е.В.).
Заведующая библиотекой рассказала ребятам хронику Сталинградской битвы, пояснила ее решающее, переломное значение в ходе Великой Отечественной войны, рассказала о пионерах, героически сражавшихся под Сталинградом. Школьников искренне тронули истории Вити Громова, Миши Романова, Люси Радыно, Саши Филиппова, семилетнего героя Сережи Алешкова…
Вторая часть акции, конечно же, была посвящена чтению. Мальчишки и девчонки прослушали рассказы С. П. Алексеева "Тридцать три богатыря" и "Фельдмаршал Паулюс и другие", обсудили и ответили на вопросы.
В завершение мероприятия ребята посмотрели ролики, посвященные Сталинградской битве, и прочли несколько стихотворений.
Как сказал на торжественных мероприятиях в Волгограде президент страны Владимир Путин, «Защитники Сталинграда совершили ратный подвиг и передали стране "великое наследство" - любовь к Родине, готовность отстаивать ее интересы». И мы уверены, что участники акции «200 минут чтения» пронесут это «великое наследство» через всю свою жизнь и смогут передать его следующим поколениям.
Ирина Ефимова, библиотекарь ДЮБ №7
Comments
В преддверии самого значимого события 2018 года – выборов Президента Российской Федерации – для нижневартовцев в библиотеках города проводятся мероприятия, посвященные избирательному праву. Не пропустите шанс узнать больше о выборах, разобраться в политическом устройстве государства, лучше понять, что такое власть.
Думай, действуй, выбирай!
№ п/п |
Название мероприятия |
Дата проведения |
Место проведения |
1. |
Правовой урок «Мы – избиратели XXI века» (6+) |
7 февраля 13:00 |
городская библиотека №5 (ул. Интернациональная, 35А, тел. 26-17-83) |
2. |
Урок демократии «Выборы президента» (0+) |
9 февраля 11:15 |
детско-юношеская библиотека №7 (ул. Школьная, 26, тел. 49-14-55) |
3. |
Актуальный разговор «Я - молодой избиратель» (12+) |
9 февраля 13:20 |
городская библиотека №9 (ул. Романтиков, 9, тел. 45-04-11) |
4. |
Ролевая игра «Учусь быть избирателем» (6+) |
12 февраля 13:00 |
детско-юношеская библиотека №7 (ул. Школьная, 26, тел. 49-14-55) |
5. |
Час откровенного разговора «Выбор за нами» (12+) |
14 февраля 11:00 |
центральная городская библиотека им. М.К. Анисимковой (ул. Дружбы народов, 22, тел. 45-05-85) |
6. |
Познавательно-игровой час «Мы немного подрастем и на Выборы пойдем» (6+) |
15 февраля 11:45 |
детская библиотека №4 (ул. Мира, 70А, тел. 45-27-07) |
7. |
Деловая игра «Выбираем будущее России» (6+) |
15 февраля 13:30 |
городская библиотека №12 (ул. Мира, 3, тел. 27-28-98) |
8. |
Урок правовой грамотности «Что такое выборы?» (6+) |
15 февраля 14:00 |
центральная детская библиотека (ул. Дружбы народов, 16, тел. 45-13-50) |
9. |
Час информации «Право выбора имеет каждый гражданин» (6+) |
23 февраля 13:00 |
городская библиотека №14 (ул. Чапаева, 87А, тел. 46-72-10) |
10. |
Урок информационно-правовой грамотности «Интернет в помощь избирателю» (6+) |
26 февраля 13:00 |
детско-юношеская библиотека №7 (ул. Школьная, 26, тел. 49-14-55) |
11. |
Презентация детского раздела сайта президента РФ «Президентский урок» (6+) |
27 февраля 13:00 |
городская библиотека №6 (ул. Маршала Жукова, 3, тел.41-09-20) |
12. |
Деловая игра «Избирательное право» (12+) |
28 февраля 12:00 |
центральная городская библиотека им. М.К. Анисимковой (ул. Дружбы народов, 22, тел. 45-05-85) |
13. |
Медиаурок «Читаем. Думаем. Выбираем» |
28 февраля 13:00 |
центральная городская библиотека им. М.К. Анисимковой (ул. Дружбы народов, 22, тел. 46-61-39) |
14. |
Правовой урок «Готовимся быть избирателями» (12+) |
28 февраля 14:00 |
городская библиотека №4 (ул. Ленина, 3А, тел.24-83-60) |
Кристина Степаненкова, редактор МБУ «БИС»
Comments