Как литература не сводится к школьной программе, так и уроки не ограничиваются классом и партой. Во всяком случае, в нашем городе так. Центральная библиотека и Гимназия №2 шесть лет назад реализовали совместный проект «Литература не по учебнику» – открытые уроки по литературе для школьников на базе библиотек с использованием мультимедиа и интерактивов. Тема каждого урока озвучивается заранее, даются задания и проговаривается план, чтобы старшеклассники знали, о чем будут говорить на встрече.
На уроке есть место истории создания произведения, рассказывается биография писателя, интересные факты и критика. А рассказ этот всегда сопровождается графическим, звуковым, фото- и видеоматериалом. Приводятся отрывки из экранизаций произведения, кадры из опер, балетных и театральных постановок. Все это делает урок более зрелищным и интересным. Еще одна фишка – участие самих ребят в этих уроках. Они могут быть сторонними наблюдателями – тогда анализируют и обсуждают произведение как читатели, а могут представить себя соавторами и додумать финал истории, или распределить роли и разыграть сюжет на сцене. Участвуют все.
Вот как раз на последнем медиауроке «Сила детства» по произведению Льва Николаевича Толстого школьники примерили на себя роли героев и перенесли сюжет рассказа с улицы прошлого века в современный зал суда, организовав слушание дела Городового. Были здесь защитники и обвинители, Городовой и его сын, присяжные заседатели, свидетели, судьи и журналисты. Заранее был разработан ход слушания и расписаны слова каждого участника, но не обошлось и без импровизации.
После процесса и разыгранного приговора гимназисты решили обсудить игру. Они обменивались мнением не только по игре, но и самому сюжету. Например, считают ли процесс справедливым, сыграла ли некая невидимая сила – «сила детства», и вообще, как они понимают это выражение. Вот здесь начинается настоящая дискуссия, живое общение, потому что ребятам есть что сказать. И зачастую во время таких обсуждений рождаются новое понимание или открываются какие-то детали, на которые раньше не обратили внимание.
Продолжаем радоваться, что в нашем городе учителя идут на такие эксперименты и участвуют в новых проектах. Спасибо Екатерине Мироновой, учителю русского языка и литературы Гимназии №2, за сотрудничество и работу. Будем и дальше расширять «территорию культуры» и создавать условия творческой активности учащихся.
Кристина Асадчая, зав.отделом социокультурной деятельности ЦГБ