«…Вий есть колоссальное создание простонародного воображения.
Вся эта повесть есть народное предание.
Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти
в такой же простоте, как слышал»
(Н. В. Гоголь)
Сто восемьдесят лет назад в сборнике Николая Гоголя «Миргород» была опубликована мистическая повесть «Вий», и почти пятьдесят лет прошло со дня выхода фильма «Вий» с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях, ставшим лидером советского кинопроката, а также первым и последним фильмом ужасов СССР. Познакомиться с этими мистическими произведениями в мартовскую пятницу тринадцатого сотрудники отдела культурно-досуговой деятельности пригласили учащихся нижневартовской школы №5.
Почему же произведения Николая Васильевича по прошествии стольких лет остаются популярными и востребованными среди молодежи и старшего поколения? Этим вопросом задались и школьники. Несмотря на вечный спор, насколько произведение кинематографического искусства соответствует первоисточнику, ребята с интересом и фрагменты художественного фильма смотрели, и за увлекательным сюжетом повести следили. Сонм зловещих чудищ, потрясенный Хома Брут, Панночка и Вий с огромными бровями и необычайно длинными ресницами предстали перед глазами школьников с экрана. А задумывались ли вы, почему Вия великий русский классик назвал именно так? Оказывается гоголевский персонаж корнями уходит в восточнославянскую мифологию, где существовал не только сходный образ, но и само имя фантастического существа рассматривалось, как вполне традиционное и в переводе означало «ресницы». Оттого Гоголь в своем произведении писал о нем так: «…Длинные веки опущены были до самой земли. Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки».
Во время дискуссии на тему: «Мистические образы или мифологические корни в произведении» ведущая познакомила школьников с историей создания повести, рассказала о мистических событиях, случившихся во время съемок, предложила вместе с ребятами постараться ответить на вопрос: обладает ли произведение мистической силой и может ли оно влиять на судьбы людей?
Творчество гениального художника слова до сих пор остается загадкой, до сих пор исследователи спорят: что же вложил в повесть «Вий» автор: мистические образы или все же мифологию восточнославян. Возможно, заинтересовавшись этим произведением, кому-то из юных читателей, участников встречи, удастся разгадать весь тайный смысл образов, вложенных в произведение, и мир наконец-то узнает гения Гоголя. А пока приглашаем вас на следующие мероприятия из цикла «Книга на экране». Следующий перекресток мнений состоится в мае и будет посвящен роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» и его художественным экранизациям. В сентябре вниманию читателей будет представлен рассказ Александра Куприна «Гранатовый браслет», а завершающим произведением цикла станет повесть Елены Ильиной «Четвертая высота».
Кристина Степаненкова, редактор МБУ «БИС»