16 января 2017 года в Новосибирской государственной областной научной библиотеке состоялась презентация VII Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», которую провела президент фонда «Живая классика» Марина Валерьевна Смирнова. Представители более чем сорока образовательных организаций (школы, библиотеки, детские центры творчества Новосибирской области) узнали об условиях участия в конкурсе и этапах его проведения.
Самый масштабный проект для школьников России — Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» — проходит в 2018 году уже в седьмой раз, Новосибирская область включилась в проект под патронажем Областного центра развития детей и юношества в третий раз. По условиям конкурса, принять участие могут ученики 5–11 классов. Нужно прочитать наизусть фрагмент из прозаического произведения, не входящего в школьную программу, и успешно преодолеть отборы в школьном, районном и региональном турах. Лучшие из 2,5 миллионов участников собираются на всероссийском финале в лагере «Артек», а самые талантливые и удачливые выступают на суперфинале на Красной площади в Москве. Прием заявок продлится до 1 февраля 2018 года, регистрация идет на сайте проекта.
«Идея проекта не в том, чтобы поставить конкурсантам оценки и выбрать лучших. Для нас тот, кто нашел свою книгу и есть победитель! И конечно, очень здорово, когда в поисках этой самой книги ребенок целиком погружен в чтение», — поделилась Марина Валерьевна Смирнова.
Сейчас надо сконцентрировать все свои творческие силы и подготовиться к 1-му, школьному этапу, который стартует 1 февраля и продлится ровно месяц. Школы сами назначают время проведения тура и определяют тройку лучших чтецов. С 1 по 15 марта районный этап, конкурсанты читают в библиотеках, их оценивает приглашенное жюри. Итоги отборочных туров фиксируются на сайте конкурса через личный кабинет. Время и место проведения регионального этапа определится чуть позже.
Учителей, которые уже принимали участие в «Живой классике» в прошлые годы, интересовали критерии отбора отрывка и его подача. По словам Марины Смирновой, не нужно превращать чтение в театр. Костюм, режиссура уводят от главного: мотива, который подвиг ребенка к выбору художественного текста, непредсказуемость этого выбора. Иногда ты слушаешь чтеца-пятиклассника и отчетливо понимаешь, что выбор текста — это выбор педагога, а не его собственный. Чтобы этого не происходило — надо читать и перечитывать много разной интересной художественной литературы, чтобы ребенок сам нашел свой текст и себя в нем.
«Роль библиотеки при проведении подобных конкурсов невозможно переоценить, тем более что участники должны выбрать прозаическое произведение, которое не входит школьную программу. Библиотека как раз то место, где подросток может ощутить свободу выбора и сформировать свой собственный литературный вкус», — отметила начальник Центра книги и чтения областной научной библиотеки Карина Васильевна Вуцан.
Пресс-служба
Новосибирской государственной областной научной библиотеки