Впервые за более чем двадцать лет в Российской государственной библиотеке для молодёжи прошло обучение по специально разработанной программе повышения квалификации «Организация и современные технологии работы библиотек с молодёжью». Учебные курсы организованы в партнёрстве с Московским государственным университетом культуры и искусств (МГУКИ).
Важность и необходимость такого рода образовательной подготовки библиотечных специалистов обусловлена сформулированными положениями в ряде актуальных документов Правительства России.
Это согласуется с планом мероприятий (общефедеральной «дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2606-р). Повышение уровня квалификации персонала в тесной увязке с ростом оплаты труда и повышением качества выполняемой работы - среди приоритетных мер, отражённых в «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года» (утверждены Правительством РФ 31.01.2013 г.). В письме Министерства культуры России от 13 февраля 2013 г. N 988-01-39/04-НМ о разработке плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности, также рекомендовано обязательное повышение квалификации работников при переходе учреждений культуры на «эффективный контракт».
Вторым важным фактором, обуславливающим важность и необходимость переподготовки библиотекарей по специальной программе повышения квалификации сотрудников публичных библиотек, работающих с молодёжью, является то, что граждане в возрасте 14 (18) - 25 (30) лет – это обширная и наиболее перспективная, определяющая будущее развитие страны, региона, города социально-возрастная группа населения. В формировании её интеллектуального потенциала, духовного и гражданского становления, воспитания патриотизма и толерантности особо значима роль такой организации культуры, как публичная библиотека. Однако в силу своих социально-психологических особенностей, эта группа населения требует особых форм и методов работы.
Именно поэтому основной практической базой обучения стала Российская государственная библиотека для молодёжи – признанная мировым профессиональным сообществом инновационная профессиональная площадка, реально действующая модель публичной общедоступной библиотеки, где разрабатываются и апробируются на практике новые формы и методы работы с молодёжью, внедряются в систему обслуживания прогрессивные модели и технологии.
Обучение по специальной программе «Организация и современные технологии работы библиотек с молодёжью» прошли 25 сотрудников специализированных юношеских и муниципальных библиотек шести регионов России (Владимирской, Ленинградской, Самарской и Тюменской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа и Москвы). Обучение проводилось по специальному учебному плану, адаптированному к современным научно-методическим и организационно-технологическим задачам библиотечно-информационного обслуживания и системной, эффективной работы с молодёжной аудиторией.
Программа включала заочную часть и пятидневные очные учебные курсы занятий, которые проходили в форме проблемно-тематических лекций, мастер-классов, практикумов, деловых игр, демонстрации практического опыта по следующим темам: «Понятие молодёжь в отечественной и международной практике, социально-возрастная специфика молодёжи» (В.А. Гневашева, директор Центра социологии молодёжи Института фундаментальных исследований Московского гуманитарного университета, доктор экономических наук); «Социология молодёжи. Преемственность и конфликт поколений. Молодёжные субкультуры» (С.В. Иванов, кандидат культурологии); «Мировой опыт организации библиотечного обслуживания молодёжи и место в нём российских публичных библиотек. Виды специализированного библиотечного обслуживания молодёжи. Реальные и потенциальные конкуренты библиотеки на рынке молодёжного досуга и образования», «Организация библиотечного пространства с учётом потребностей и предпочтений молодёжи, размещение печатного и электронного фондов документов в залах обслуживания», «Позитивная самореализация молодёжи – цель и смысл деятельности публичной библиотеки. Формы участия молодёжи в практике библиотеки», «Интернет как объективный источник оценок библиотеки пользователями» (И.Б. Михнова, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, кандидат педагогических наук); «Информационные ресурсы библиотеки в помощь молодёжи и специалистам, работающим с молодёжью» (О.В. Кузьмина, заведующая Информационно-ресурсным центром по проблемам молодёжи Российской государственной библиотеки для молодёжи); «Изучение молодых пользователей библиотеки: проблемное поле, инструментарий, типичные ошибки» (М.М. Самохина, заведующая сектором социологических исследований Российской государственной библиотеки для молодёжи, кандидат социологических наук); «Вчера и сегодня молодёжной литературы» (В.В. Бондаренко, ведущий специалист Российской государственной библиотеки для молодёжи, литературный критик); «Комиксы как способ визуализации печатных текстов. Практика работы Центра комиксов и визуальной культуры РГБМ» (А.И. Кунин, руководитель Центра комиксов и визуальной культуры Российской государственной библиотеки для молодёжи); «Технологические основы деятельности библиотеки (организация системы читательского самообслуживания посредством RFID-технологий, электронные каталоги и др.)», «Электронные книги и мобильные устройства для чтения: соотношение традиционных форматов и новых носителей информации» (А.А. Пурник, начальник отдела управления проектами Российской государственной библиотеки для молодёжи, кандидат экономических наук); «Равные среди равных. Инклюзивный подход к организации библиотечного обслуживания молодых инвалидов и других лиц с особыми потребностями», «Электронные библиотеки и электронные библиотечные системы в публичной библиотеке, ориентированные на обслуживание молодёжи» (Б.Л. Самохин, ведущий специалист Российской государственной библиотеки для молодёжи); «Организация рабочего места интернет-библиографа» (А.В. Пурник, ведущий специалист, руководитель проекта «Электронная книга и электронное чтение» Российской государственной библиотеки для молодёжи); «Методическое сопровождение деятельности публичной библиотеки, работающей с молодёжью» (М.П. Захаренко, заместитель директора Российской государственной библиотеки для молодёжи, кандидат педагогических наук); «Сотрудничество библиотеки с профильными учреждениями и организациями. Партнёрские программы» (В.В. Лещинская, ведущий специалист, руководитель проекта «Экокультура» Российской государственной библиотеки для молодёжи); «Правовая среда современной публичной библиотеки» (В.К. Клюев, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук, профессор); «Современные подходы к рекламной деятельности публичной библиотеки» (С.Г. Матлина, ответственный редактор журнала «Библиотечное дело», кандидат педагогических наук).
Итоговой формой аттестации слушателей курсов стала деловая игра «Как убедить власти открыть в городе/районе специализированную библиотеку для молодёжи».
По окончании обучения слушателям были выданы официальные Удостоверения о краткосрочном повышении квалификации Московского государственного университета культуры и искусств.
М.П. Захаренко, заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи
Источник:http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=3096