Расплывчатость формулировок федерального закона о защите детей от информации приводит к тому, что в библиотеках и магазинах пытаются запретить даже классические книги.
В Омской публичной библиотеке имени Пушкина прекратили выдачу книг Теодора Драйзера, посчитав, что эти произведения нарушают ФЗ-456 о защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию. Руководство библиотеки заявило, что произведения американского автора попадают под возрастные ограничения и не предназначены для детей.
По свидетельству посетителей библиотеки, ссылаясь на те же причины, им отказались выдавать книгу «Завтра была война» Бориса Васильева.
Сотрудники библиотеки сообщили, что по возрастным категориям делит книги особая комиссия, сформированная в учреждении. Критерии маркировки и список других книг, отныне недоступных для несовершеннолетних читателей, не обнародуются.
Екатерина Назарова, редактор классической литературы издательства «Эксмо», выпустившего роман Драйзера «Финансист», сообщила, что на книге проставлена маркировка «16+», как и на другой классической литературе. «В законе это четко не прописано — какую маркировку на какое произведение ставить», — отметила представительница издательства.
В это время в Ульяновске прокуратура проводит проверку книги Веры Тименчик «Семья у нас и у других». Правоохранительные органы подозревают, что произведение нарушает не только закон о защите детей от вредной информации, но и законодательство о запрете пропаганды гомосексуальности.
«Проблема в содержании этой книги, поскольку, в соответствии с законодательством, в РФ запрещена пропаганда вот таких (гомосексуальных) отношений», — пояснил представитель прокуратуры агентству РИА Новости.
«Мы не просили эти книги, не заказывали», — заявила сотрудница библиотеки журналистам.
Книгу уже изъяли из центра толерантности, который был организован в Областной научной библиотеке города в рамках детского проекта писательницы Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других».
Длящаяся уже девять лет инициатива Улицкой с помощью книг помогает детям понять многообразие жизни, рассказывая о разных народах, а также обучая толерантно относиться к инвалидам, людям с ВИЧ, представителям сексуальных меньшинств и других религий.
В последнее время участились случаи чрезмерно активного соблюдения ФЗ-436. В ноябре прошлого года прокуратура Ставропольского края потребовала изъять из школьных библиотек книги Набокова и Есенина, как противоречащие задачам образовательного процесса и распространяющие мистику и эротику. Как передает Лента.ру, позднее представители ведомства заявили, что требование было частным распоряжением старшего помощника краевого прокурора, которого вскоре уволили.
Прокуратура Кемерово в ноябре 2013 года потребовала убрать из магазинов аудиокниги по произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка: по результатам экспертизы произведения были признаны плохо влияющими на детей.
«Перегибы на местах» возникают чаще всего из-за отсутствия в законе защиты детей от информации четких критериев, по которым должна производиться возрастная маркировка, поэтому сотрудники библиотек и правоохранительных органов предпочитают проявлять повышенную бдительность во избежание санкций.
Для того, чтобы сделать ФЗ-436 более понятным и оградить книги от бездумных запретов, группа экспертов разработала Концепцию детской информационной безопасности, которая активно обсуждалась в декабре 2013 года. Но, судя по всему, исполнителям закона он понятнее не стал.
Источник:http://pro-books.ru/news/3/14318